Архитектурное освещение и подсветка | | Печать | |
Страница 1 из 6 Архитектурное освещение и подсветкаКаждый город характеризует свой устойчивый ряд ассоциаций - среди них важное место занимают цветовые и архитектурные «приметы». О проблемах сохранения образа российской столицы в ночное время - Галина Васильевна КАМЕНСКАЯ. Архитектурное освещение и подсветка представляют собой два разных инструмента светового оформления зданий. Первое призвано заботиться о том, чтобы архитектура здания производила впечатление и ночью. Поэтому при его проектировании учитываются: во-первых, архитектурная форма, конструкция, пропорции; во-вторых, характер перехода от одной архитектурной части фасада к другой; з-третьих, цвет. Подсветка же преследует цель только обозначить здание с помощью произвольных по отношению к его архитектурным особенностям декоративных световых пятен. В Москве на сегодняшний день преобладает архитектурная подсветка. А это значит, что ночью город теряет свое неповторимое лицо. Если встать на противоположной от памятника поэту стороне Пушкинской площади и взглянуть на отрезок Тверской улицы, уходящий к Кремлю - то ничего кроме монотонного забора из световых пятен увидеть нельзя. А между тем в стилистическом отношении Тверская очень разнообразна. Здесь вплотную друг к другу стоят дома -представители разных веков и архитектурных направлений: соседями перегруженного декором барокко могут оказаться с одной стороны прямолинейный, даже жесткий конструктивизм, а с другой - нежный, изящный модерн. Однако освещение нивелирует все различия - не считающиеся с формой регулярные фасадные светильники «стирают» архитектуру. И этому сложно найти разумное объяснение. Вопросов бы не возникало, будь здания в архитектурном отношении неполноценными - неудачи зодчего иногда можно подправить с помощью света: сделать дом выше или ниже, что-то подчеркнуть, а что-то - спрятать. Но зачем скрывать красоту? Еще одна проблема столицы -световое загрязнение. Для ее решения было бы достаточно использовать меньшие яркости, а световые потоки прожекторов направлять только на здание. Причем действующие нормы архитектурного освещения этот момент предусматривают - проблема только в их соблюдении. Так, при максимальной нормируемой яркости 10 ,2, на некоторых участках фасада гостиницы «Пекин» на момент сдачи осветительной установки яркость равнялась 100 и даже больше кд/м2 в начале современного периода наружного освещения (90-е гг.) отмечалась отчетливая тенденция к пересвечиванию. В результате сегодня мы имеем огромные превышения по яркости: чтобы здание не потерялось на фоне блистающего соседа, заказчик справедливо требует по крайней мере выравнивания яркости. Все это сказывается на психологическом фоне города: слишком яркий свет будоражит эмоции - он уместен в праздники, а в будни может становиться фактором стресса. И проблема яркости серьезнее, чем кажется на первый взгляд: даже если сейчас станет возможным сделать новое световое решение для здания, освещенного 10 лет назад, то реализовать его в соответствии с нормами будет очень сложно - придется заново проектировать свет и для всех соседних зданий. |