Архитектурное освещение | | Печать | |
Страница 2 из 4
- Общий вид города кем-то отслеживается? - Это входит в обязанности Управления комплексного благоустройства города при «Москомархитектуре». Здесь на проекты ставят штампы согласования после прохождения худсовета. Но у них нет структурной единицы, которая вела бы мониторинг освещения. Поэтому сейчас в Москве нетрудно встретить здание, фасад которого украшают световые кляксы, - электрик установил не ту лампу или истек срок службы ее источника . Бывает и такое, что, скажем, треть светильников на фасаде просто не работает. - Но ведь есть же у Москвы некий исторически сложившийся художественный образ, как у других городов, например Нью-Йорка? -То, что у Нью-Йорка или Гонконга, Шанхая, Сингапура есть художественный образ, - понятие во многом чисто метафорическое: эти огромные города трудно представить целиком. Хотя и отрицать наличие светового портрета города тоже нельзя. Например, ньюйоркский почерк выработался еще в 20-30-е годы прошлого века. Это, главным образом, освещенные верхушки небоскребов. Плюс в определенных местах типа Бродвея или Таймс-Сквера в огромных количествах присутствует световая реклама. Световой образ Шанхая, насколько я знаю по публикациям, динамично меняется, и над ним работают светодизайнеры с мировыми именами -японка И.Мотоко, француз А.Чийо и другие. Думаю, что можно говорить и о художественно-световом образе Москвы. Но сейчас мы переживаем период засилья рекламы. На наших улицах сегодня ее не меньше, чем на Бродвее. Она рассыпана везде в неимоверных количествах, особенно в центре города. Ночью ее яркость, как правило, выше яркости фасадов. Зданий в общей массе застройки освещено относительно немного, и ночью рекламная засветка зачастую просто подавляет архитектурное освещение. Через этот этап прошли все цивилизованные города мира - только на Западе спохватились гораздо раньше. В Англии, Франции, США и многих других странах в 60-е годы достаточно широкое распространение получило социально-профессиональное движение «Борьба с визуальным хаосом». Главным виновником хаоса сторонники этой инициативы называли рекламу - и ночную, и дневную. В результате в странах-участницах была введена определенная регламентация. У нас же попытки внедрения подобных мер хотя и предпринимаются, но остаются малоэффективными: реклама дает городу большие деньги. Когда мы переживем фазу дикого капитализма, я думаю, все войдет в норму. - Что-нибудь делается для преодоления кризиса художественности сейчас? Может быть, намечается введение каких-то эстети ческих критериев или некой концепции светового ландшафта города, чтобы можно было как-то контролировать ситуацию с архитектурным освещением? - Разработать стандарты в эстетике или невозможно, или чрезвычайно трудно - ведь речь идет об искусстве, цель которого - создание индивидуализированных художественных произведений. Все это весьма непростые вещи. Вот пример. Исходные количественные параметры освещения отражены в наших нормах. Это уровни освещенности или яркости объектов в зависимости от их значимости и местоположения - на главной площади они находятся или где-то на задворках. Но даже выполнение этих элементарных параметров под вопросом: нет службы, которая их проверяет, нет измерительных приборов, не ведется никаких исследований из-за отсутствия фнансирования. Это парадокс нашей ситуации: закон есть, а инструментов, отслеживающих его исполнение, нет. Да что там яркость фасадов зданий - гораздо важнее проверять, насколько хорошо освещены транспортные магистрали, ведь это гарантия безопасности уличного движения. А здесь своя история: раньше на опоре был один светильник, потом добавили еще один. Сейчас на основных проспектах уже установлено по 3 светильника с натриевыми лампами. Это значит, что уровень освещенности за последние 15 лет вырос в 3 раза, в то время как нормы практически не изменились ! Как следствие, меняется уровень яркости адаптации. Но никто не проверяет, каких значений достигла жестко нормируемая яркость дорожного полотна и как изменится при этом восприятие освещенных фасадов. - Практикуется ли мониторинг городского освещения за рубежом? - Есть ли у них службы мониторинга уличного и архитектурного освещения - не знаю, но одно могу сказать с уверенностью: ситуация с освещением там совершенно другая. В Нидерландах, например, огромным влиянием пользуется фирма Philips - вряд ли она станет выпускать из-под контроля подведомственную ей область. А, скажем, в Бельгии освещены практически все загородные магистрали. - Если сравнивать Москву с другими городами - что отличает освещение нашей столицы? - Главная наша особенность - количество: по числу освещенных объектов мы далеко всех обогнали. На данный момент в Москве более 600 подсвеченных объектов, и порядка 500 из них сделал сам город - на свои деньги. Европа освещена совсем по-другому. В 1995 я ездил в Италию - Рим тогда был совсем темным: мало подсвеченных зданий, да и качество освещения плохое. В 1998 году прожил месяц в Париже. Могу сказать, что Париж подсвечен лучше других городов - недаром еще сто лет назад его назвали «городом света». Прекрасно освещен Лион, особенно старый город. Вообще, во Франции очень сильная национальная школа светодизайнеров, которые выполняют заказы для всего мира. В 2001-2002-ом я проехал по городам Испании. В прошлом году был в Греции и Турции. Большинство городов относительно темные. Не думаю, что из соображений эстетики. Скорее, здесь оказывает свое влияние европейский рационализм. Кроме того, «урезанию» освещения способствует широкое социальное движение «За энергосбережение». Оно началось в 70-е годы с энергетического кризиса - тогда свет погас практически везде. За этим последовали попытки экономить на уличном освещении, но позднее из соображений безопасности на дорогах от этого пришлось отказаться. Сейчас набирает силу движение «За темное небо». |