Взрывозащита светильников и другие требования.
Одна из самых важных особенностей АЗС - оответствие нормам безопасности применяемых в строительстве и оформлении материалов, конструкций и технологий. Они должны не только эффективно выполнять свои функции, но и отвечать требованиям долговечности, пожаробезопасности, обладать высокими показателями защиты от ударных воздействий, влаго, тепло-и морозостойкости, должны быть надежны в эксплуатации и не требовать сложного ухода и частого ремонта. Источники освещения, в случае их недостаточной защищенности, ненадежности, неисправности или неправильного монтажа являются одними из главных потенциальных источников опасности на АЗС.
Вопросы защиты систем освещения и их соответствие нормам, предъявляемым к бензозаправочным комплексам, играют в данном случае первоочередную роль.
Одновременно стоит заметить, что использование тех или иных источников освещения на АЗС - своего рода «знак качества» этих устройств как по надежности и эксплуатационным характеристикам, так и по степени безопасности. Стоит обратить особое внимание на новые световые приборы и технологии, применяемые на автозаправочных станциях,- это их «паспорт безопасности» и пропуск на большую сцену рекламного бизнеса.
Выбор светильников для освещения АЗС
При выборе источников света для оформления АЗС, помимо соответствия их требованиям электробезопасности и пожаробезопасности, на первый план выходит степень защиты светового прибора, дающая ему право быть использованным в тех или иных условиях эксплуатации. Производители световых приборов приводят степень защиты корпусов приборов согласно международному нормативу IP (International Protect). Этот норматив несет информацию о защите обслуживающего персонала от поражения электрическим током и о степени защиты электронных элементов, расположенных внутри, от проникновения пыли и воды. На корпусах приборов указывается степень защиты с помощью букв IP и последующих двух цифр, например IP20 или IP65. Первая цифра дает представление о защите от прикосновения человеком к токоведущим частям и о защите от попадания в изделия посторонних предметов. Вторая - определяет степень защиты корпуса от проникновения воды. Для освещения АЗС под навесом применяются встраиваемые и накладные светильники со степенью защиты не менее IP54, где 5 - полная защита от всех видов проникновения и частичная защита от пыли (возможно лишь попадание пыли в количестве, не нарушающем работу прибора); 4 - защита от попадания капель или брызг, падающих под любым углом. Корпуса данных световых приборов выполняются из листовой стали с окрашиванием для защиты от коррозии или же из алюминия. В качестве источников света используются ртутные, натриевые и металлогалогенные лампы. Внутри корпуса для повышения светового КПД устанавливается отражатель из анодированного алюминия. Источник света снаружи закрывается термостойким закаленным стеклом. Как правило, к светильнику можно заказать рассеивающую решетку из оксидного алюминия и антивандальную защитную решетку. Для освещения площадки АЗС за пределами навеса применяются световые устройства со степенью защиты не менее IP67. Соответствующие стандарту IP67 устройства полностью защищены как от проникновения посторонних предметов, так и от попадания пыли, и при этом обладают высокой степенью влагозащищенности: защита от попадания воды обеспечивается даже при временном погружении в воду. Таким образом, помимо требований, предъявляемых к светильникам, используемым под навесом АЗС, световые устройства, находящиеся снаружи, должны иметь абсолютно герметичный корпус, что обеспечивается как конструкцией самого прибора, так и применением специальных уплотнителей. Подобная степень защиты обеспечивает надежную работу и безопасность световых устройств в условиях повышенной загазованности и пыльности воздуха и под воздействием осадков. Совершенно логично, что и к световым устройствам, используемым для подсветки фриза АЗС, должны предъявляться не менее жесткие требования защиты.
Современные решения в подсветке фриза
Такие источники света, как люминесцентные лампы и дюралайт - это, скорее всего, просто недоразумение. Наиболее популярные технологии освещения в оформлении бензозаправочных комплексов - неон и светодиоды. Как отмечают эксперты, в работе с неоном существует одно очень простое уравнение:
«Профессионализм светотехника+ творческая мысль = произведение искусства».
На автозаправочных станциях газосветная подсветка дополняет собой другие виды наружного оформления. Несмотря на то, что в последние годы появились другие альтернативные источники освещения, такие как световой шнур на основе LEDисточников (аналог традиционному Duralight) и светодиодные линейки, неон используется чаще. Притом, что газосвет выделяется своей дороговизной по сравнению со световыми шнурами или люминесцентными лампами, он зарекомендовал себя как высоконадежный источник света, служащий в течение многих лет и полностью оправдывающий затраты и на установку, и на последующее обслуживание неоновых вывесок и световых конструкций. По своим эксплуатационным характеристикам неон во много раз превосходит такие источники освещения, как лампы накаливания и лампы дневного света. Вопервых, вместо «темных пятен» - плавное, равномерное свечение. Вовторых, меньший расход электроэнергии. Втретьих, при квалифицированном исполнении световой конструкции неон обеспечивает бесперебойную работу очень долго. Газосветные трубки крепятся к козырьку на фризовых панелях. Трубки устанавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, что создает эффект непрерывной линии: этого эффекта невозможно достичь при использовании люминесцентных ламп. При работе с неоном вопросам безопасности уделяется особое внимание, и очень важно, чтобы его монтаж, особенно на таких объектах как АЗС, осуществлялся профессионалами. Как известно, для неонового освещения требуется высокое напряжение. Так, например, на АЗС используются трансформаторы напряжением 10 кВ. На электроды используемых трубок надеваются силиконовые изоляторы. Все соединения выполняются специальным высоковольтным проводом с силиконовой изоляцией, который выдерживает высокое напряжение, что в полторадва раза больше реального напряжения, используемого на АЗС. Сетевой провод должен быть в металлической гофроизоляции, что соответствует требованиям безопасности для освещения на автозаправочных комплексах, и, к тому же, снижает возможность механического повреждения провода. Причиной одной из основных сложностей, связанных с использованием неоновой подсветки на АЗС, являлся тот факт, что газосветная трубка изготовлена из стекла, которое при желании можно разбить. Проблему удалось решить благодаря появлению на рынке светотехники и рекламы поликарбонатных трубок. Устанавливая неон в специальные каналы из ударопрочного пластика, неон, известный своим долгим сроком использования, надежно защищен от действий вандалов или ударов града. А яркое солнце, дождь или снег для трубок из поликарбоната не представляют опасности. О применении светодиодов в оформлении АЗС мы попросили рассказать Никиту Кононова, специалиста из компании LED ART. Итак, слово профессионалу: «Высокая световая отдача при миниатюрных размерах, низкое энергопотребление, низковольтное питание и чистота цвета - далеко не все преимущества светодиодов. Один из основных «козырей» этих источников света - долговечность. Обусловлена она нетепловым происхождением светоизлучения. Производители LEDустройств декларируют, что светодиоды обладают сроком службы в 100 тыс. часов непрерывной работы (или почти 11 лет). Сегодня к светодиодным системам подсветки самый живой интерес проявляют владельцы АЗС. Это связано как с ужесточением законодательства и запретом на использование пожароопасных изделий, так и с выдающимися декоративными качествами светодиодных изделий. Помимо существенной экономии энергии для владельца, немаловажным фактором является долговечность и минимальные затраты на обслуживание света. Очень часто на АЗС можно увидеть подсветку фриза по периметру. До недавнего времени такие световые системы изготавливались на основе газосветных трубок. Однако у светодиодов есть ряд значительных преимуществ перед неоном:
- до 90% экономии электроэнергии;
- возможность динамической смены цвета свечения при использовании RGB систем и получения любого из более чем 16,7 млн. оттенков;
- электробезопасность (напряжение у большинства LEDустройств для наружного и интерьерного освещения составляет всего 12 вольт постоянного тока);
- светодиоды не нагреваются во время свечения, не требуют большого пускового тока, мощных и габаритных трансформаторов;
Для монтажа на АЗС используются линейные светодиодные модули - так называемые «светодиодные трубки», представляющие собой светодиодные линейки, заключенные в замкнутые профили или трубки из поликарбоната. Помимо обеспечения максимальной степени защиты светодиодного устройства до IP67 IP68, это дает следующие преимущества:
- значительно меньшая потребность в обслуживании (поликарбонатные корпуса и трубки различных светодиодных источников света значительно прочнее хрупких газосветных трубок);
- монтаж, чистка и обслуживание светодиодных систем освещения простыи не требуют особых навыков, знаний и трудозатрат.
Вряд ли может вызвать удивление тот факт, что с января 2005 года сеть автозаправочных станций BP начала применять светодиоды в подсветке фризов принадлежащих ей комплексов. Ранее в этих же целях компания на протяжении многих лет использовала неон. И все же, проанализировав ежегодную эксплуатационнозатратную часть, один из крупнейших розничных операторов рынка нефтепродуктов Москвы сделал выбор в пользу LEDприборов для подсветки автозаправочных станций. Немаловажным достоинством в использовании светодиодной подсветки является возможность создавать динамические световые эффекты на фризе и колоннах АЗС, которые будут привлекать внимание водителей в темное время суток. Плавная светодинамика с возможностью изменения оттенков цвета сделает АЗС заметной издалека, особенно на шоссе и автотрассах, и станет немаловажной имиджевой составляющей для сети АЗС в глазах клиентов. Низковольтное электропитание 12V постоянного тока и отсутствие электрических разъемов является важным преимуществом светодиодных изделий. Даже при соблюдении всех жестких правил электро- и пожаробезопасности пристроительстве и эксплуатации АЗС, малейшая возможность короткого замыкания создает серьезную угрозу жизни и здоровью людей. По убеждению разработчиков светодиодных технологий, в будущем низко вольтные LEDприборы с успехом заменят не только декоративные неоновые трубки, но и встраиваемые потолочные прожекторы, применяемые для освещения АЗС. Электронные же LEDтабло с ценами на топливо можно встретить на автозаправках почти повсеместно уже сегодня». Размещение и светодиодной, и неоновой подсветки в прозрачных или светорассеивающих корпусах из поликарбоната создает надежную защиту для этих прогрессивных и привлекательных источников света. Для монтажа подсветки фриза на АЗС их разработчики выбирают корпуса из поликарбоната в виде труб. Почему? Потому что это - самое простое и надежное решение формы защитного корпуса для обеспечения герметичности светового устройства и удобства монтажа. Кроме того, труба, благодаря гладкой поверхности и обтекаемой форме, легко моется, что особенно важно для объектов, размещаемых вблизи проезжей части, к которым и относятся АЗС. Почему же в качестве защиты источников света рекомендуется использовать именно поликарбонат? Изделия из этого пластика в два раза легче аналогичных изделий из стекла и равны по весу акриловым изделиям. Но акрил - легковоспламеняемый материал, и применение его на АЗС недопустимо. Светопроницаемость же поликарбоната всего на 12% отличается от светопропускания обычного стекла и акрила. Труба из поликарбоната, благодаря высокой прозрачности, не снижает эффективности освещения. По такому же показателю, как ударопрочность, поликарбонату сегодня нет равных среди светопрозрачных материалов, применяемых в светотехнике. Даже закаленное стекло, используемое для защиты светильников, можно разбить, но не поликарбонат. Благодаря столь высокой ударопрочности, стенки трубы из поликарбоната могут быть в полторадва раза тоньше, чем аналогичные трубы из акрила. При этом, заметим, нивелируется и разница в цене изделий из этих материалов (это важно, поскольку поликарбонат, как сырье, значительно дороже акрила). Стойкость к экстремально низким температурам воздуха (до 500С) позволяет использовать рассеиватели и трубы из поликарбоната в самых жестких климатических условиях России. Максимальная температура эксплуатации этого материала составляет + 1200С, что в некоторых случаях ограничивает его применение для рассеивателей светильников с ртутными и натриевыми лампами. Для таких же источников освещения, используемых на АЗС, как светодиоды и неон, поликарбонат - оптимальный «защитник».
Наконец, немаловажная деталь в световом оформлении АЗС - правильное освещение всей площади заправки. Оптимальный вариант для подсветки навеса - освещение встроенными светильниками с металлогалогенными лампами. Желательно, конечно, провести работы по разработанному проекту освещения . Точное светораспределение в светильниках для АЗС обеспечивает высококачественная оптика с симметричным и ассиметричным отражателем. Свет концентрируется в пределах заправочной станции, подчеркивая фирменный стиль и не ослепляя потенциальных клиентов, проезжающих мимо. А нейтральный свет таких ламп создает естественное воспроизведение цветов и приятную атмосферу на заправке.
автор статьи: Нелли Никульшина, PR-директор ООО «Экструзионные линии»
|