Expert UNION   
lighting design        
26.04.2018 г.
 

Многоликий российский светодизайнер | Печать |

Многоликий российский светодизайнер

Несмотря на то, что интересующая нас специальность официально до сих пор не существует, и благодаря рассмотренным выше разночтениям в ее трактовке количество называющих себя светодизайнерами специалистов увеличивается в геометрической прогрессии. Кто они, эти люди, и чего ожидать заказчику проекта, встретившему на своем пути подобного специалиста?

Сразу отметим, что в некоторых случаях все ограничивается только сменой названия на более благозвучное в соответствии с требованиями времени. При этом ни уровень световых решений, ни качественный подход к проектированию не подвергаются никакому пересмотру. Однако, к счастью, в большинстве случаев это все же не так, и здесь мы уже имеем дело с профессионалами, не вписывающимися в какие-либо ранее существовавшие рамки. Очевидно, именно они и сформируют со временем тот стандарт на специальность, по которому можно будет судить о профессионализме претендующих на нее людей.

Основу любой профессии составляет образование. Нетрудно догадаться, что образовательных учреждений, выпускающих светодизайнеров с соответствующей записью в дипломе, в России пока не существует. А следовательно, базовое высшее образование этих специалистов может принадлежать практически к любой — причем как к технической, так и к гуманитарной — сфере знаний.

Первая условная категория профессионалов, работающих со светом, отличается базовым светотехническим образованием (диплом инженера-электрика). Вторая составляющая профессии — художественная — обычно приобретается специалистом в виде обучения на курсах общего дизайна или архитектуры либо самостоятельно. Отсюда вытекают основные особенности этого условного типа светодизайнеров: компетентность в технической стороне дела; хорошее знание электротехники и электроники; светотехнический кругозор и постоянное отслеживание новинок; способность выполнять весь комплекс проектной документации; и вместе с тем некоторая неуверенность в художественной стороне проектирования; слабое владение архитектурной и дизайнерской терминологией; стремление к «проверенным», типовым световым решениям.

Ко второй условной категории относятся специалисты диаметрально противоположного типа: базовое художественное образование и самостоятельное овладение техническими вопросами, часто по данным каталогов производителей оборудования. Неудивительно, что плюсы и минусы для заказчика здесь меняются местами: хорошее знание аспектов эстетики, гармонии и стиля, нестандартное мышление, повышенное внимание к единству светового и общего оформления объекта, принятие в расчет цветовых особенностей света в сочетании с неуверенным владением информацией о принципах работы оборудования, стремлением использовать «проверенные» несложные технические решения, нежеланием брать на себя какие-либо расчеты и планирование электрических сетей и электронных систем.

Как ни любопытно это звучит, существует и третья условная группа российских светодизайнеров, базовое образование которых произвольно и никак не связано ни со светотехникой, ни с дизайном. К этой категории можно отнести, например, специалистов по работе с современными графическими компьютерными программами (Photoshop, 3D Studio Мах...). Традиционно подобные специалисты работают в группах, включающих в себя архитектора и/или инженера, создавая визуальное представление проекта освещения и не вникая в тонкости его реализации. Благодаря тому, что под дизайном понимается заранее создаваемый общий облик освещенного объекта, специалисты данной категории также имеют основания считать себя светодизайнерами.

После проведения подобного обзора неизбежно приходит ощущение, что при любом стечении обстоятельств, независимо от того, к какой из условно выделенных нами категорий принадлежит специалист, заказчик проекта освещения оказывается как бы частично обделен. Получается, что страдает либо эстетика освещения, либо надежность и экономичность (а иногда и безопасность!) технического решения, либо достигается хрупкий компромисс за счет неидеальности того и другого. Самое время определить желаемое, идеальное состояние дел, а для этого уместно поинтересоваться успешным многолетним иностранным опытом светового дизайна.

Александр Фомин
Светодизайн -сообщество ЭкспертЮнион
 
Популярное