Expert UNION   
lighting design        
25.04.2024 г.
 

История уличного освещения Москвы | Печать |

История уличного освещения Москвы

ГУП «Моссвет» Александр ФедорищевСкоро дизайн и мощность каждого фонаря будут под особым контролем чиновников. Мало того что в городе не останется «темных точек», так еще по выходным и праздникам на улицах начнут устраивать настоящие светопредставления.

Многие москвичи еще помнят мрачное и темное (в прямом смысле слова) начало 90-х. О праздничном освещении или архитектурной подсветке тогда даже не думали. Свет фонарей падал лишь на крупные магистрали, а районные улочки и «кривоколенные» переулки к вечеру погружались в кромешную тьму.

- Отсутствовало освещение школьных дворов, детских площадок, парков и скверов, - вспоминает директор ГУП «Моссвет» Александр Федорищев. - Сегодня город ежегодно расходует на освещение улиц более 2 миллиардов рублей. Почти полностью решена проблема «темных точек». Если в прежние годы освещалось 90% улиц, то теперь уже все. Самое время позаботиться о праздничном освещении. Раньше как было? В праздничные вечера Кремль и Моссовет, сталинские высотки, Калининский проспект, Большой театр и Останкинская башня были залиты светом. На фасадах и мостах блистали гирлянды лампочек. Но в будние дни от этого великолепия оставались лишь фрагменты. Теперь подход изменился. Здания должны подсвечиваться всегда, но в праздничные дни освещение должно быть особенным.

главный художник Москвы Игорь Воскресенский- Сейчас для этого есть все возможности, - говорит главный художник Москвы Игорь Воскресенский. - Идей много. Большая их часть найдет отражение в разрабатываемой концепции свето-цветовой среды. Хотя кое-что жители города уже видели - к примеру, светодинамические фонтаны, установленные в Царицыне и парке Горького. Я уверен, что спустя годы таких фонтанов будет больше. Кроме того, в минувший День города на здание Манежа впервые проецировались слайды - панорамы города, известные картины. Это «проба пера». В скором времени подобные шоу станут привычны. В частности, мы планируем устроить такое же слайд-шоу и на кремлевских стенах. Причем для каждого праздника будет своя подборка «картинок». Туристическим и прогулочным зонам уделим особое внимание. Сейчас как раз обсуждаются варианты праздничного освещения Бульварного кольца.

- Но самое грандиозное освещение будет на зданиях строящегося центра Москва-Сити, - говорит один из авторов проекта Мария Черняк. - Освещение прожекторами ушло в прошлое. Здания Сити будут опутаны светодиодами, которые позволят менять цвет буквально за несколько секунд. Конечно, мы понимаем, что светодинамические шоу не могут быть рекомендованы для каждодневного применения, но для выходных они вполне уместны. В воскресенье и праздничные дни пятнадцатиминутное шоу будет демонстрироваться каждый час. Для каждого отдельно взятого праздника будет разрабатываться светодинамическая программа. А на смотровых площадках возле Сити будут установлены динамики для музыкального сопровождения.

Однако прежде чем реализовать все эти проекты освещения, городу придется решить довольно много проблем. Значительная часть нынешнего осветительного хозяйства - наследство социалистических времен. Сейчас 23% опор уличных фонарей и 15% световых приборов отслужили положенный им срок. В городе пока много старых сетей 50-х, 60-х годов, сохранились трансформаторные подстанции 40-х. Их нужно срочно заменять. Кроме того, нужно решить и проблему «светового загрязнения».

- В вопросах освещения главное не яркость, а гармоничность, - объясняет директор ГУП «Моссвет». - Случается, что свет буквально слепит глаза. Такого быть не должно. Это вредно не только для глаз, но и для экологии. Ведь растениям и городским животным жизненно необходима ночь. Нужно, чтобы, скажем, если освещается пешеходная дорожка, свет падал только вниз, не мешая природе, тем же птицам. А у нас пока большинство светильников светит на 360 градусов. Но в самое ближайшее время эти проблемы будут решены.

Первые разработки в области светодизайна городской среды появились в начале 80-х годов, когда архитекторы начали «высвечивать» городские магистрали, центральные площади, подсвечивать общегородские архитектурные доминанты. Тогда же были сделаны робкие попытки включить в общегородской ансамбль неон: на Ленинградском проспекте, на крышах жилых домов стали появляться логотипы известных компаний. Однако если наши зарубежные коллеги шли в этом направлении и дальше, то у нас - в силу известных причин - эта программа масштабного развития не получила. К светодизайну вернулись лишь в 90?х. Особое внимание стали уделять подсветке возрождающихся памятников, мостов и автомобильных развязок. Теперь к освещению в городе пора подходить комплексно. Подсветка должна быть гармоничной и равномерной. При этом нужно не только придумать проект архитектурного освещения, но и следить за ним. К примеру, месяц назад на Красной площади заменили ели: старые на новые, еще совсем молодые. Площадь приобрела новый вид. Прежнее освещение мгновенно устарело. Сейчас будем его менять. Огромные прожекторы, что стояли на ГУМе, демонтируем, им на смену придут более эстетичные. Будет равномерная «заливка» стены. Одновременно с этим внутри зубцов появится дополнительная подсветка, чтобы даже ночью были заметны архитектурные черты Кремлевской стены.

-Адвокат Павел Астахов: Вспомните, что было в 90-х. Москва была темной, мрачной - страшно было по улицам ходить. А теперь? Прогресс налицо. При этом оборудование стали монтировать довольно аккуратно. А то еще совсем недавно была целая волна исков в адрес рекламных компаний - жители жаловались на интенсивность рекламного освещения. Рекламные установки работали круглые сутки, и ночью мерцающий свет лупил в окно. Но разобрались. Ввели новые нормы. Спорить не стану - у нас есть еще неосвещенные улицы. Но их мало. Хотя всегда находятся горе-автомобилисты, умудряющиеся подавать в суд на город после очередной аварии в темном переулке. Но шансов у них нет. Ведь в правилах дорожного движения ничего не сказано про то, должно ли быть вообще искусственное освещение - речь идет только о фарах, и согласно правилам они должны исправно работать.

Регулярное освещение в столице появилось не так давно, в XVIII веке. До этого улицы освещали лишь по случаю приезда высокопоставленных гостей или народных гуляний - на улицах и площадях Кремля на высоких жаровнях горели яркие костры. Ситуация изменилась в эпоху правления Анны Иоанновны - с ее указа от 27 ноября (по старому стилю) 1730 года, повелевавшего «поставить на столбах фонари стеклянные» на расстоянии 10 саженей друг от друга для освещения Кремля, Китай-города, Белого, Земляного города и Немецкой слободы. Сейчас бы такое освещение показалось москвичу мраком - тусклые светильники освещали лишь небольшой пятачок вокруг столба и работали всего несколько часов. Однако тогда это считалось техническим прорывом. Особо гордились новым освещением члены городской пожарной команды, которой вменялось зажигать фонари - они по достоинству оценили конопляное масло, которым заправлялись светильники: служивые начали добавлять его в кашу. В начале XIX века число уличных фонарей в Москве возросло до 5 тысяч, и настало время экспериментов. Первые попытки использовать для освещения улиц хлебный спирт закончились плачевно. Буквально через полчаса после выдачи «горючего» фонарщикам было «не до фонарей» (отсюда и появилась известная идиома). В итоге в спирт начали добавлять скипидар или нефть, чтобы резкий запах отпугивал любителей выпивки. А в 60-е годы XIX века от спирта вовсе отказались. Спиртовые фонари были вытеснены более совершенными керосиновыми. Чуть позже устарели и они: городские власти подписали 30-летний контракт с английской фирмой «Букье и Гольдсмит», которая построила газовый завод и провела трубопровод для 3000 газовых светильников. Мещане, правда, считали, что англичане пробурили землю до преисподней, чтобы брать газ, а появление горелок связывали с «признаком умственного повреждения». Зато электрическое освещение - а первая иллюминация была устроена 15 мая 1883 года во время коронации Александра III - вызвало у москвичей восторг. «На набережной, что напротив Кремля, всех занимает какое-то необычайно красивое явление. Это храм Спасителя светится под лучами электрических солнц», - писали газеты. В ноябре 1897 года состоялось первое включение центральной электростанции на Раушской набережной. Окончательный переход на электрическое освещение был завершен в 1932 году.

Мало кто знает, но в городе есть не только электрические фонари. Один экспериментальный фонарь на солнечных батареях смонтирован в Серебряном Бору. По словам осветителей, такие фонари будут в первую очередь применяться в природных зонах, куда сложно провести электропитание. А на самых интенсивных магистралях, в тоннелях и на крупных транспортных развязках собираются установить уникальные фонари, которые будут сами (в зависимости от времени суток и погодных условий) корректировать интенсивность освещения. Кроме того, в скором времени заменят фонари, установленные в историческом центре столицы. Большая их часть не соответствует архитектуре старого города. Как будут выглядеть ретросветильники, пока неизвестно - их дизайн только разрабатывается.

Светотехника на ЭкспертЮнион
 
Популярное