Expert UNION   
lighting design        
22.06.2018 г.
 

Осветительные опоры | Печать |

Осветительные опоры

осветительные опоры "Амира"

Чтобы изгнать ночную тьму с улиц и площадей городов, с транспортных магистралей и развязок, со стадионов и горных склонов, морских портов, аэродромов и множества иных мест, которые угодно использовать человеку, требуются не только современные источники света и осветительные приборы, но и все более прочные, легкие и удобные в обслуживании опоры освещения. Железобетонные столбы и стальные трубы уступают место более совершенным конструкциям.

Освещение аэропортаВ Европе опоры освещения разнообразных усовершенствованных конструкций используются уже не один десяток лет. В 70-х годах итальянцы установили европейские опоры на заводе в Тольятти — они служат до сих пор. В постсоветской России, пожалуй, первое применение современных опор относится к 1996 году, когда компанией «Амира» на Комсомольской площади в Москве были установлены три высокомачтовые опоры с мобильной короной. Производство подобных сооружений, а также отвечающих нынешним требованиям опор других типов развивается в нашей стране сравнительно недавно, и это действительно большой и интересный рынок. Об особенностях проектирования, производства и применения опор освещения корреспондент журнала «Цоколь» попросил рассказать Виктора Владимирова, генерального директора группы компаний «Амира», крупнейшего российского производителя современных опор и металлоконструкций.

Компания «Амира», уделяя внимание производству серийных изделий: декоративных и парковых опор, а также опор для уличного освещения высотой от 3 до 10 метров — это важная и стабильная ниша, — имеет свой конек: производство специализированных опор, индивидуальных для какого-либо специального назначения или объекта. Как раз для этого случая, чтобы правильно рассчитать освещение и спроектировать нужные опоры, в 2001 году были созданы два подразделения: проектное бюро, которое занимается светотехническим проектированием и расчетами, и проектно-конструкторский отдел, задача которого — расчет металлоконструкций для выбранных осветительных установок. Что же это за уникальные опоры? О некоторых наиболее интересных конструкциях опор рассказывает Виктор Владимиров. Все они относятся к двум типам: высокомачтовым опорам и силовым опорам контактной сети.

Высокомачтовые опоры применяются для освещения транспортных развязок и магистралей, стадионов, горнолыжных комплексов, аэропортов и морских портов, а также для сотовой связи. Их высота в стандартном исполнении может достигать 50 метров. Как же смонтировать и установить такую гигантскую конструкцию и как потом обслуживать осветительную установку? Опора состоит из секций конической формы длиной 10 м. Такая длина обусловлена возможностью транспортировки. Эти секции просто надеваются одна на другую. Соединение получается неразъемным: металл накрепко слипается под весом конструкции, так что в процессе эксплуатации опоры происходит диффузия. Для повышения прочности стенки секций не круглые, а имеют грани.


Освещение развязкиКроме того, опора имеет форму конуса. В результате вся конструкция получается в 2 — 3 раза легче, чем, например, трубчатая опора. А значит, и стоимость изделия оказывается ниже, и значительно экономятся капиталовложения при строительстве осветительных установок.

Стенки секций имеют антикоррозийное покрытие, получаемое методом горячего цинкования. Толщина покрытия составляет не менее 100 микрон, что обеспечивает эксплуатацию в течение 40 — 50 лет без коррозии.

Что касается прочности и устойчивости к ветровым нагрузкам, то в стандартном исполнении опора рассчитана на ветер 44 м/с (160 км/ч). Но, к примеру, для аэропорта г. Анадырь «Амира» изготовила опоры, которые выдерживают ветер скоростью 60 м/с (220 км/ч). Такой ураган даже вообразить себе трудно.

Главная же изюминка, позволяющая свести затраты на обслуживание фактически к нулю, — высокомачтовые опоры с мобильной короной. Короной называется конструкция, где размещены осветительные приборы. У этих опор корона закреплена на специальной тросовой подвеске и при помощи редуктора может перемещаться вверх и вниз.

Тросовая подвеска содержит три дублирующих друг друга троса и имеет пятикратный запас прочности. Еще на стадии строительства такая конструкция существенно снижает затраты.

Что касается обслуживания, то выглядит это так. К мачте подходит монтажник и подключает так называемый независимый механизм спуска-подъема короны, который выглядит как большая дрель. Это устройство имеет дистанционное управление, так что монтажник стоит в безопасной зоне. Простым нажатием кнопки он опускает корону вместе с осветительными приборами. Спуск и подъем занимает менее 15 минут для 30-метровой опоры. Конструкция включает проверочный кабель, что позволяет проконтролировать работу всех ламп на земле, заменить вышедшие из строя, а также перенацелить прожектора. Такие опоры находят все более широкое применение. Они использованы для освещения транспортных развязок на МКАД, Третьем транспортном кольце Москвы, транспортном обходе Санкт-Петербурга, в Челябинске и Ханты-Мансийске, а также для освещения Киевского и Международного шоссе в Москве и скоростной магистрали в Перми. Другое их применение — аэропорты в Ханты-Мансийске, Алма-Ате, Анадыре, Тюмени, «Шереметьево» и др. Также они использованы для освещения горноспортивных комплексов «Свияжск» и «Альметьевск» в Татарстане, «Бобровый лог» под Красноярском, комплекса Леонида Тягачева под Москвой.

Складывающаяся опораНа базе граненых опор «Амирой» выполнена новая разработка — опора граненая силовая для контактной сети. Специальная конструкция позволяет использовать их одновременно для освещения и для контактной сети троллейбусно-трамвайного парка. В одной из модификаций эти опоры предназначены для подвесной системы «СИП-Торсада», то есть силового воздушного кабеля, который частенько применяется в России.
Эти опоры приходят на смену железобетонным, каждая из которых весит более полутора тонн, и трубчатым металлическим. Для сравнения: вес
стандартной трубчатой 10-метровой опоры составляет около 700 кг, а граненой опоры производства «Амиры» — всего 350. Причем эта разница возрастает с увеличением высоты опоры.

Первая установка граненых силовых опор производится в Казани по программе реконструкции освещения к тысячелетию города. В первую очередь ими будет оборудована дорога в аэропорт. Их ставят с расчетом в дальнейшем пустить здесь троллейбусную линию. Всего в городе планируется установка приблизительно полутора тысяч опор. Граненые опоры — и силовые, и высокомачтовые, в том числе с мобильной короной, — широко применяются во всем мире. Чтобы соответствовать мировым стандартам, необходимо современное оборудование. На заводе «Амира-Стальконструкция» в Санкт-Петербурге установлен новый пресс для изготовления граненых опор. Виктор Владимиров так образно охарактеризовал нишу, которую занимают специализированные опоры освещения «Амиры»: «Это — как „Форд Фокус" в России: европейское качество и доступно по цене».

Обсудить статью на светотехническом форуме

Алексей Рябов
 
Популярное